Подыскиваем место для сабвуфера в хэтчбеке и универсале
Опубликовано: 29.09.2018
В прошлой статье мы рассмотрели, как можно поставить саб в седане, сегодня же продолжим тему, и обратим внимание на хэтчбеки и универсалы.
Вариант 1. Динамиком назад
Поставив сабвуфер динамиком назад (можно, кстати, и «горшком» вверх) и подобрав его ориентацию, можно получить небольшой выигрыш в звуковом давлении.
Вариант 2. В крыле
Другой вариант установки сабвуферов - в нишах задних крыльев. Он удачен по нескольким причинам. Во-первых, как показывает практика, при таком расположении можно добиться более глубокого воспроизведения баса. Не будем ударяться в научные дебри, отметим лишь, что это связано с физикой распространения низкочастотных звуков. Вторая причина уже чисто утилитарная. Саб-стеллс, задняя стенка которого вылеплена по форме крыла, обычно практически не затрагивает полезный объем багажника. А посему, этот вариант хорош для тех, кто возит в багажнике не только воздух, но и изредка кладет туда что-нибудь более существенное.
При установке саба в крыле багажник остается практически пустым
Вариант 3. В полке
Одно из самых лучших мест установки саба в седане - это задняя полка. Но давайте посмотрим, что получится, если точно так же поставить саб в универсале или хэтчбеке. Если это корпусной саб, то принципиальных отличий, по большому счету, нет. А вот с сабами, предназначенными для акустического оформления free-air, все уже не так просто. Основное требование при их установке - герметично разделить пространство за и перед динамиком. В противном случае мы получим самое обычное акустическое короткое замыкание. Что это такое, вы можете подробно прочитать в одном из прошлых номеров, сейчас лишь вкратце напомню: диффузор излучает звук своей передней и задней сторонами в противофазе (когда передней «толкает» воздух, задней - «всасывает», и наоборот), и чтобы динамик не гонял воздух вокруг себя попусту, как раз и нужно такое разделение. Получится ли выполнить это условие в хэтчбеке или универсале? Многие пытаются, однако удачных примеров - единицы.
Если вы все же решитесь, то вот вам несколько советов. Во-первых, полка должна быть достаточно толстой и массивной, и не только для того, чтобы выдерживать вес динамика, но и чтобы не поддаваться его вибрациям (а уж он постарается ее раскачать, будьте уверены). Второе условие - она должна герметично отделить багажник от салона, и самое сложное в этом - обеспечить ее плотное прилегание к крышке багажника. Скорее всего, для этого придется использовать подходящие уплотнители, и при этом смириться с тем, что закрытие крышки багажника станет достаточно тугим. В общем, десять раз подумайте, стоит ли такая установка связанных с ней проблем.
Установка корпусного саба на место задней полки универсала или хэтчбека имеет те же преимущества, что и в седане
Чтобы заставить free-air сабвуфер нормально работать в хэтчбеке, приходится немало потрудиться. Удачных реализаций такой установки - единицы
Вариант 4. В нише запасного колеса
В хэтчбеке и универсале можно установить саб в пол, используя нишу запасного колеса. Динамик так получается установленным в плоскость, а это, как показывает практика, очень хорошо сказывается на воспроизведении низких частот. К тому же, если обеспечить динамику должную защиту, то функциональность багажника практически не пострадает. Этот тип установки, кстати, довольно популярен в Европе, причем многие для выгораживания объема просто выкидывают запаску. Но, думается, этого все же лучше не делать, а проявить фантазию и изготовить корпус, позволяющий оставить пятое колесо в багажнике.
Для того, чтобы использовать нишу запасного колеса для установки сабвуфера, совсем необязательно лишаться запаски. Лепим по форме колеса стеклопластиковое «корыто», и получаем практически готовый корпус-стеллс
С точки зрения звука, установка саба в фальшпол с использованием ниши запасного колеса - один из самых удачных вариантов для хэтчбека или универсала. Недостаток - зависимость от наличия в багажнике груза