Эффективность, экономичность и надежность работы двигателя зависят от характера протекания и показателей рабочего цикла. При этом среднее индикаторное давление и индикаторный КПД характеризуют совершенство организации рабочего процесса и определяют такие показатели работы двигателя, как литровая мощность и токсичность отработавших газов. Динамические и температурные показатели рабочего цикла оказывают влияние на надежность двигателя. В этой связи представляет интерес анализ фактических значений данных показателей в условиях эксплуатации.
Исследователями ЛСХИ на основе индицирования двигателей Д-50 в рядовых условиях эксплуатации тракторов МТЗ-50 в совхозах Ленинградской области установлено существенное отклонение показателей рабочего цикла от нормальных значений. Примерно 50 % обследованных цилиндров (общая выборка составляла более 100 цилиндров) имели среднюю скорость увеличения в цилиндре давления, в полтора...два раза превышающую нормальное значение.
В большинстве цилиндров рабочий процесс характеризовался низкими значениями максимального давления сгорания при растянутом процессе сгорания. Около 60 % цилиндров имели повышенную среднюю температуру за такт расширения по отношению к ее нормальному значению, что обусловливает форсированный износ основных деталей цилнндро-поршневой группы. При этом наблюдаются случаи недопустимо высокого температурного режима работы (средняя температура за такт расширения составляет 1800 К и более). Завышенная средняя температура наблюдается даже у цилиндров с заниженными мощностными показателями. То же относится и к максимальной температуре цикла. Ненормальное протекание рабочего цикла вызывает ухудшение степени использования тепла в цилиндрах двигателя. Около 60 % обследованных цилиндров был КПД индикаторный меньше нормальной величины на 5...20 %. Примерно у 10 % цилиндров индикаторная мощность была на 5... 15 % выше нормальной и у 60 % — на 10... 25 % ниже нормального значения.
На основании математической обработки полученных при индицировании данных установлено, что законы распределения показателей рабочего цикла цилиндров близки к нормальным, что подтверждается проверкой по критерию согласия Колмогорова.
К основным причинам нарушения характера протекания и отклонений от нормы показателей рабочего цикла в цилиндрах двигателей относятся изменение исходных параметров топливо- и воздухоподачи и общее нарушение технического состояния двигателей при недостаточном контроле в условиях рядовой эксплуатации.