При инсульте нарушается ряд психических процессов, одним из которых является речь.
После этого эту способность человека приходится весьма долго восстанавливать, и здесь и самому больному, и его близким следует запастись терпением. Весьма важна здесь и своевременная помощь логопеда, занятия с этим специалистом должны проводиться с первых же недель после несчастья, поскольку именно начальный после инсультный период является самым благоприятным для возрождения утраченных речевых функций.Если пропустить это время, восстановить речь полностью будет весьма тяжело.
Как быстрее вернуть речь после инсульта
В первый период после инсульта у больного наблюдается тотальная афазия , когда он и сам не говорит, и обращенной речине понимает, и никого, иничего не помнит.
Затем тотальная афазия сменяется моторной афазией , когда пострадавший от инсульта узнает близких и понимает обращенную речь. Однако сам он с окружающими общаться не может. Позже начинается произношение ярких интонационных отдельных звуков, так больной старается передать свои желания и мысли.
Урок 12. Практические упражнения для работы по восстановлению речи у больных перенесших инсульт
При семантической афазии больной плохо понимает сложные речевые обороты, хотя простые обращения и высказывания для него доступны.
При амнестической афазии основной проблемой является трудность в подборе нужного слова из имеющегося словарного запаса.
Лечение по восстановлению речи начинается с обследования больного , после чего становится понятным тип афазии и сразу же начинаются логопедические занятия . Примерно треть всех больных покидают больницу с практически полностью восстановленной речью, но занятия при этом должны начаться не позже 1-3 недели после инсульта.
Весьма важно в процессе лечения поддерживать оптимистичный психологический настрой у больного.
В начале лечения осуществляется растормаживание речевых функций, это производится на основе былых речевых стереотипов. При этом проверяют реакцию больного на тихий голос, шепот и иные слабые раздражители.
Подбирается индивидуальная речевая нагрузка, с учетом степени нарушения речи и типа афазии. Первые занятия будут для больного очень легкими, но сложность их будет постоянно возрастать.
Для речевого растормаживания применяют материал, который имеет большое значение по смысловому и эмоциональному содержанию. Однако, на начальном этапе нельзя предлагать работу с отдельными словами, которые не связаны с контекстом и звуками. Как можно раньше следует подходить к тому моменту, и создавать такие условия, когда ему ничего не остается, как вступить в диалог.
Весьма позитивные и стойкие результаты приносят занятия с применением элементов музыкотерапии. Например, при возникновении затруднений в окончании предложения, начатого логопедом, следует предложить больному спеть или прослушать любимые песни.
Пение весьма эффективно при восстановлении речи после инсульта. Естественно, неплохо перед лечением разузнать перечень песен, которые предпочитает и знает больной. В процессе лечения песнями слова песен вначале произносятся больным нечетко, затем все лучше и лучше. Обычно подобные занятия хороши и тем, что проходят в оптимистичной и позитивной обстановке .
Если у больного зафиксирована сенсорная афазия, то предпочтительней использовать наглядные материалы. Больной рассматривает картинку, которую затем должен срисовать в меру своего состояния, Далее называют слово, которое обозначает предмет на картинке. Действия, которые осуществляет логопед с больным, он должен комментировать спокойным тихим голосом, например «Сейчас я поправляю твою подушку. Теперь подними голову. Сейчас ты можешь положить на подушку голову» и другими подобными, относящимися к делу.
Длительность подобных занятий и перерывы между ними назначаются с учетом индивидуальных возможностей и способностей больного. Средняя продолжительность речевых занятий в начальные недели после инсульта составляет от семи до пятнадцати минут. Спустя два месяца длительность занятий может быть увеличена до получаса. Необходим и контроль речевой нагрузки на слух. В палате не нужны радио и телевизор, желательно максимально исключать возможность шума, поскольку звуки в подобном состоянииистощают и утомляют больного.