Сравнение литых и штампованных дисков: что выбрать
Опубликовано: 02.06.2023
Различные типы дисков отличаются преимуществами и недостатками в дизайне, ходовых качествах, прочности, экономии топлива. Различия между распространенными типами дисков помогут выбрать лучший вариант.
Особенности штампованных дисков
Такие колеса производят из стали и ценят за низкую стоимость. Составляющие изготавливают из листовой стали на специальных прессах методом холодной штамповки. На них формируется заготовка, а обод раскатывают в фигурную полосу, гнут в кольцо и сваривают торцы. Пластичность материала помогает деформироваться при ударах, а не трескаться или лопаться. Геометрия колеса почти полностью сохраняется и шина не разгерметизируется.
Недостатком штампованных дисков считают большой вес. Снизить его невозможно, поскольку уменьшение толщины приводит к снижению характеристик колеса. Также сталь подвержена коррозии, и модели сильно ограничены в дизайне. Это значительно портит внешний вид машины, но стальные диски всегда можно украсить автоколпаками. Это не вариант для представительских машин, например, диски на Volvo XC60 лучше брать легкосплавные.
Преимущества легкосплавных конструкций
Противоположные характеристики показывают диски из легкосплавных металлов. Им можно придать разнообразные формы, а внешний вид удовлетворит вкусы взыскательных автовладельцев.
По способу изготовления существует две основные категории: литые и кованые. Большинство производится из сплавов алюминия, меди и магния с добавлением незначительного количества других металлов, доля которых чаще всего не превышает 5%. Процесс подготовки сплавов практически идентичен: в чанах расплавляют нужные металлы и подводят к однородной массе. А вот технологии изготовления литых и кованых дисков сильно различаются.
Чем отличаются литые диски
При изготовлении применяется технология литья под низким давлением, отсюда и произошло название. Раскаленные сплавы металла заливают в формы, и металл остывает естественным путем. Так изделие принимает окончательный внешний вид. Иногда их обрабатывают на ЧПУ и проводят термообработку для укрепления колеса и внутренних напряжений металла. Ключевые преимущества:
Разнообразие форм и дизайнов за доступную стоимость.
Можно придать почти любые формы без потери прочности.
Способствуют улучшению управляемости автомобиля.
Снижение расхода топлива за счет малого веса.
В процессе литья нередко образуются пустоты и раковины, а металл имеет характерную ячеистую структуру. Эти факторы несколько ослабляют материал и повышают склонность к образованию микротрещин. От сильных ударов диски раскалываются или дают трещину. Ремонт производится на специальном оборудовании и обходится довольно дорого, а сломанный диск отправляют в утилизацию.
Проблему с усилением прочности частично решает утолщение обода и вертикальной плоскости. Литые колеса получаются средними по весу. Вместе с тем они лучше балансируются, а по разнообразию дизайнов им не найти равных.